Автомобильный транспорт, являясь важным элементом экономической инфраструктуры Белгородской области и наиболее массовым видом транспорта, осуществляет доставку грузов, обеспечивает перевозку пассажиров в городах и связывает населенные пункты области между собой, а также другими регионами России и ближнего зарубежья. В отрасли занято около 6 тыс. человек.
От функционирования грузового транспорта во многом зависит повседневная жизнь области. Именно автомобильным транспортом доставляется в магазины хлеб, молоко и другие продукты. Автотранспортные предприятия активно участвуют в строительстве и ремонте автодорог, благоустройстве городов и населенных пунктов области, осуществляют перевозки сельскохозяйственной продукции.
Автобусные перевозки являются самым доступным видом регулярного пассажирского транспорта в области. Ежедневно автобусами перевозится более 419 тыс. пассажиров, то есть третья часть всего населения области и выполняется около 4,5 млн. пассажирокилометров.
В рамках муниципального заказа в городском и пригородном сообщении работает более 2,5 тысяч автобусов, из них половина принадлежит индивидуальным предпринимателям. Вместе с тем, надо отметить, что на города Белгород и Старый Оскол приходится более 75 % автобусов, принадлежащих индивидуальным предпринимателям.
Перевозчиками всех форм собственности Белгородской области по состоянию на 1 января 2009 года обслуживается 149 междугородных автобусных маршрутов, из них в 2008 году открыто 14 междугородных автобусных маршрутов, в их числе Белгород – Ивня ч/з Ракитное, Губкин-Шебекино, Белгород-Ростов, Белгород-Рязань, Белгород-Готня-Суджа, Белгород-Сумы, Пятницкое-Шебекино-Харьков, Белгород-Елец и др. Все районные центы области связаны междугородным автобусным сообщением с областным центром городом Белгород.
Город Белгород имеет междугородное автобусное сообщение с областными центрами других областей России – городами Курск, Липецк, Воронеж, Орел, Москва, Волгоград, Саратов, Тамбов, Смоленск, Брянск, Рязань, Ростов, а также с городами районного подчинения, такими как, Нижнедевицк, Острогожск, Лиски, Обоянь, Железногорск, Белая, Россошь, Суджа, Елец.
Широко развита сеть междугородных автобусных маршрутов, связывающих районные центры области с другими городами России, так города Губкин и Старый Оскол имеют автобусное сообщение с городами Курск, Воронеж, Липецк; районные центры Красная Яруга и Ивня с городом Курск; Ровеньки, Валуйки, Алексеевка, Вейделевка с городами Воронеж, Россошь, Острогожск.
Город Белгород и такие районные центры области, как Старый Оскол, Волоконовка, Кр.Яруга, Шебекино, Грайворон, Валуйки, Бирюч связаны международными автобусными маршрутами с городами Украины – Харьковом, Киевом, Днепропетровском, Северодонецком, Донецком, Луганском, Сумами и Республики Молдова – Кишиневом.
По информации Минтранса России Белгородская область входит в первую десятку регионов, имеющих наиболее развитую сеть регулярных междугородных автобусных маршрутов.
В соответствии с законом Белгородской области от 30 апреля 1999 года N 63 «О маршрутных пассажирских перевозках в Белгородской области» начиная с февраля 2001 года, к обслуживанию междугородных автобусных маршрутов стали привлекаться физические лица (индивидуальные предприниматели).
В настоящее время 47 индивидуальными предпринимателями обслуживается 62 междугородных автобусных маршрута, регулярность на которых по итогам работы за 2008 год составила 99,2%.
Юридическими лицами обслуживается 87 междугородных автобусных маршрутов, регулярность на которых по итогам работы за 2008 год составила 98,7%.
В соответствии с указанным выше законом работа с перевозчиками осуществляется по договорам на предоставление услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом в междугородном сообщении. В договоре определены права и обязанности «Госзаказчика» и «Перевозчика».
Следует отметить, что на междугородных пассажирских перевозках качественно изменился парк автобусов. Пассажиры уже привыкли совершать поездки на комфортабельных междугородных автобусах марки Вольво, Сетра, Хюндай, Мерседес, оборудованных удобными сиденьями, кондиционерами, телевизорами. С приходом новых марок автобусов сократилось время на доставку пассажиров в конечные пункты маршрутов.
За 2008 год перевозчиками приобретено 16 комфортабельных автобусов для междугородних перевозок.
Для улучшения качества обслуживания пассажиров на междугородных автобусных маршрутах проводится работа по сокращению микроавтобусов Газель и замене их комфортабельными автобусами.
По состоянию на 01.01.2009г только 7 индивидуальных предпринимателей (на 01.01.2008г - 13) для обслуживания междугородных автобусных маршрутов имеют в наличии только микроавтобусы Газель в количестве 10 единиц (на 01.01.2008 г. - 21) т.е. количество микроавтобусов Газель снизилось в 2,1 раза.